Главная | ЮФУ | Добавить новость | Контакты | Карта сайта


Физический факультет ЮФУ (Физфак РГУ)
















Технической физики

Физики космоса

Теор. и вычисл. физики

Общей физики

Прик. электродинамики и комп. моделирования

Физики наносистем и спектроскопии

Радиофизики

Квантовой радиофизики

Биофизики и биокибернетики

Нанотехнологии

Лаборатории

Об образовательной политике



Опубликовано: 8 ноября 2014г.Translate to english  Версия для печати


Об образовательной политике (решение Совета физического факультета).

Принято Ученым советом физического факультета протокол № 8 от 28 октября 2014 г.

О руководителях направлений подготовки

Введение института руководителей направлений подготовки должно учитывать специфику структурного подразделения. В сложившейся за многие годы структуре физического факультета имеются выпускающие кафедры по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры. Кафедры имеют в своем составе весь инструментарий и кадры для подготовки специалистов. Разрушение установившейся структуры может привести к потере управляемости образовательным процессом. Введение позиции руководителя образовательного направления не должно проводиться как альтернатива имеющейся структуре. Повышение ответственности заведующих выпускающими кафедрами за качество образовательных программ можно достичь расширением их полномочий декларируемыми правами руководителя направления подготовки.

О наборе и проходных баллах

Анализ показывает, что установление высоких проходных балов ЕГЭ практически не влияет на средний бал ЕГЭ, но создает мощный психологический барьер для принятия решения - учиться или не учиться в ЮФУ. Абитуриенты и их родители предпочитают избегать рисков и уходят в другие ВУЗы. Изменение структуры ЕГЭ по физике в 2015 году (удаление из тестов раздела «А») неизбежно приведет к снижению среднего бала, и к уменьшению абитуриентов, сдающих (и сдавших) этот экзамен. Считаем, что необходимо существенно снизить действовавшие в последние два года неоправданно высокие проходные баллы, и добиваться разрешения на проведение дополнительного собственного экзамена (собеседования) по профильной дисциплине. Именно такой подход позволит отобрать наиболее способных и одаренных абитуриентов. Сегодня пять вузов, кроме МГУ и СПбГУ, имеют право проводить собственные экзамены и принимать абитуриентов не только по результатам ЕГЭ. Южный федеральный университет вполне достоин стать шестым.

О балльно-рейтинговой системе

Введение балльно-рейтинговой системы в образовательный процесс должно способствовать повышению академической активности студентов. Однако система пока еще несовершенна и требует постоянной корректировки. Зачастую к ее реализации преподаватели подходят формально. Во-первых, с введением балльно-рейтинговой системы обучения количество бумаг, которые должен заполнить преподаватель, а также количество его обязанностей, не связанных с учебной деятельностью и наукой, значительно возросло. Во-вторых, излишняя унификация и формализация процесса обучения не способствует развитию творческой активности студентов, а может привести лишь к имитации обучения и создаст ложную иллюзию эффективности образовательного процесса, поскольку акцент делается исключительно на мерах контроля в ущерб содержательной части.

О магистерских программах

Развитие магистратуры считаем приоритетным направлением развития физического образования в ЮФУ. Однако установленный норматив 25 студентов на магистерскую программу на физическом факультете сегодня практически выполнить невозможно. В сложившейся ситуации выход виден только один – закрытие действующих магистерских программ и открытие «объединенных», профилированных магистерских программ, на которые можно набрать 25 и более человек. К сожалению, такая вынужденная мера сохранит специализации, но нанесет имиджу факультета и университета значительный урон. Факультет будет вынужден закрыть, в том числе и те программы, которые имеют международную аккредитацию.

О роли профессиональных сообществ

Следует отметить тенденцию, проявляющуюся в последнее время – это попытки ослабить значимость профессиональных сообществ в принятии важных стратегических решений. Эта тенденция прослеживается и в установлении завышенных проходных баллов при игнорировании анализа успеваемости студентов первого курса и статистики сдачи ЕГЭ на Юге России, в положении о выборах руководителей образовательных направлений, в проекте положения об аттестации научно-педагогических работников. Считаем, что роль Ученых советов структурных подразделений в кадровых вопросах, в вопросах развития образовательного процесса должны быть приоритетной.

Об учебной нагрузке

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 (п.7.2) определяет только верхний предел объема учебной нагрузки преподавателя, который «при 36-часовой неделе не может превышать 900 часов в учебном году, и определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля структурного подразделения». Считаем целесообразным в нормировании учебной нагрузки прописать только нижний порог аудиторной нагрузки (лекции, семинары и практические занятия, включая лабораторный практикум). Например, это может быть не менее 8 часов в неделю (или не менее 250 часов в учебном году). Нет никакой необходимости нормировать остальные виды учебной нагрузки. Все это можно отразить в должностной инструкции и расписании занятий с учетом специфики структурного подразделения и учитывать в индивидуальном плане сотрудника.

Об обучении физике студентов других факультетов

Физика в сочетании с математикой способствуют созданию у студента фундамента, на котором строится понимание процессов, происходящих в природе и технике, а в расширенном понимании, и в обществе. Кроме того у студентов – естественников и инженеров без углубленного изучения физики и математики невозможно качественное изучение специальных дисциплин, и, как следствие этого, невозможно становление образованного специалиста в своем направлении образования. Обращаем внимание руководства ЮФУ на ненормальную ситуацию, связанную со значительным уменьшением аудиторного времени, отводимого на изучение физики на ряде направлений после перехода на Федеральные стандарты. Особенно беспокоит положение, сложившееся с изучением физики и математики студентами всех направлений Института наук о Земле. Здесь с этого года без всякого согласования с кафедрами, ведущими преподавание физики и математики, введены унифицированные подходы к изучению физики и математики – один семестр изучения по 54 аудиторных часа (для сравнения: студенты - бакалавры геологи в МГУ изучают математику и физику по 3 семестра с числом аудиторных часов по 180). Сложившаяся ситуация с изучением физики и математики в Институте наук о Земле должна вызвать озабоченность ректората ЮФУ. Выпускники этого учебного подразделения не будут обладать необходимыми в их дальнейшей работе компетенциями, знаниями и умениями. Проблема усугубляется еще и тем, что в магистратуре Института наук о Земле физика и математика не изучаются вовсе.

Голосовали: за - 22, Против - нет, Воздержались - 1.

Председатель Ученого совета физического факультета

В.С. Малышевский

Секретарь Ученого совета физического факультета

М.В. Рябова


« назад на главную наверх

« назад на главную наверх